33.04 Шланги

file66Все сварочное оборудование, при работе которого используются различные виды газов, подсоединяется к баллонам с этими газами посредством гибких рукавов. Самыми распространенными являются кислородные, ацетиленовые и пропановые шланги. Как правило, их можно применять для подачи аргона и углекислого газа. Для использования в составе аппаратуры для пламенной резки металла с применением жидкого топлива (керосиновые и бензиновые резаки) применяют маслобензостойкие шланги из дюрита.

Кислородные шланги имеют трехслойную структуру. Внутренняя и наружные оболочки выполнены из резины. Наружная оболочка окрашена в синий цвет, а в состав резины введены стабилизаторы, защищающие шланг от воздействия ультрафиолета и старения. В качестве разделительного слоя используется прослойка из льняной ткани.

Ацетиленовые шланги окрашивают в красный цвет. Они так же состоят из двух слоев резины, которые, правда, не всегда разделяют прослойкой из ткани. Часто в современном исполнении можно встретить кислородный и ацетиленовый шланги, объединенные в одном спаренном блоке.

Пропановый шланг имеет оранжевую окраску. Состоит из двухслойной или однослойной оболочки. Если шланг выполнен по двухслойной технологии, то он имеет тканевую прослойку, выполняющую роль армировки для повышения рабочего давления.

Все шланги для подачи газов и смесей к рабочим инструментам сварочной аппаратуры могут быть диаметром 9, 12, 16, 18 мм. Наибольшее распространение получили шланги с внутренним диаметром 9 и 12 мм. Рабочее давление, на которое рассчитаны все шланги, может достигать 20 атмосфер. Однако чаще всего давление подаваемых газов лежит в пределах 1,5-5 атмосфер.

Длина шлангов для подсоединения к кислородному и ацетиленовому баллону не должна быть меньше 8 метров. Шланги с длиной более 20 метров следует применять только в крайних случаях, так как они сильно влияют на рабочее давление газа, снижая его. Соединение шлангов между собой следует производить при помощи специальных ниппелей и хомутиков. Вместо хомутиков допускается использование стальной отожжённой проволоки, обернутой вокруг шланга не менее чем на два оборота. Запрещается использование медных штуцеров для соединения ацетиленовых шлангов.

svarka_gazomШланги, по которым подается керосин или бензин, не должны иметь соединений по всей длине, так как эти виды топлива имеют способность протекать через малейшие дефекты соединительных элементов. При подключении кислородного шланга нужно каждый раз проверять его на отсутствие следов масел, так как кислород тут же вступает с ними в реакцию, что может привести к возгоранию шланга и взрыву кислородного баллона.

В случае, если шланг порвался, запрещено ремонтировать его путем обмотки липкими или изоляционными лентами. Необходимо разрезать шланг и соединить его снова при помощи ниппеля. В случае возгорания шланга нужно быстро передавить его  со стороны редуктора за местом возгорания и тут же перекрыть баллон. Для обеспечения безопасного применения шланги лучше всего подвешивать, а при прокладке через места прохода или проезда техники пользоваться трубами или специальными коробами. Запрещается располагать шланги ближе 1 м от обогревательных приборов.