23.01 Котлы отопительные твердотопливные

aotvk15.2Первый вид топлива, с которым познакомился человек, было твердое топливо. Дрова и уголь сопровождают нашу цивилизацию на протяжении тысячелетий. Конечно, удобство твердого топлива состоит в том, что оно имеет невысокую стоимость, его можно достать везде, оно не взрывается, как газ и не воспламеняется, как дизельное топливо. Именно поэтому для оборудования индивидуального отопления котлы на твердом топливе самые надежные, безопасные и недорогие в эксплуатации.

Сегодня все желающие могут купить твердотопливные отопительные котлы самых разных конструкций, предназначенные для работы, как на определенном виде твердого топлива, так и весьма универсальные, способные работать на природном и сжиженном газе, жидком топливе.

Со времен пещерного человека изменился и способ сжигания твердого топлива, а так же значительно расширился перечень горючего материала, который можно сегодня применять в качестве топлива. Вдобавок к дровам и углю сегодня появились торфобрикеты, пеллеты, евродрова. Эти виды топлива позволяют добиться максимально полной переработки любого горючего твердого сырья и полностью изменить принципы получения тепла, увеличив КПД твердотопливных котлов до 90%, что ещё не в столь отдаленные времена считалось недостижимым.

Изменились и сами принципы сжигания топлива в твердотопливных котлах. Сегодня это не просто горение дров под бочкой с водой, а контролируемый и управляемый человеком или автоматикой сложный процесс, в ходе которого от топлива отбирается практически вся мощность, которую оно способно излучить. Современные твердотопливные котлы можно разделить на следующие категории по методу сжигания:

  • Конденсатные твердотопливные котлы
  • Пиролизные твердотопливные котлы
  • Котлы длительного горения
  • Пеллетные котлы
  • Котлы с автоподачей топлива

Конденсатные твердотопливные котлы наиболее распространены сегодня, так как имеют невысокую стоимость и практически всеядны при весьма высоком КПД. Их принцип действия основан на многооборотном движении отходящих газов при снижении их температуры до минимально возможного значения – 150-200 градусов на выходе из котла. Температура газов в дымовой трубе при этом становится ещё ниже, опускаясь на выходе в атмосферу, до величины +40-60 градусов. При этом часто случается переход через точку росы внутри дымоходной трубы, что непременно приводит к образованию сернокислых и иных агрессивных соединений.

По этой причине конденсатные котлы не стоит подключать к обычным кирпичным дымоходам. Это может привести к разрушению материала кладки. В качестве дымоходов для таких котлов необходимо использовать кислотостойкие и жаростойкие нержавеющие вкладыши в кирпичные трубы соответствующего диаметра или полюбившиеся многим трубы типа «сандвич». В любом из этих вариантов необходимо устраивать специальный конденсатосборник и дренаж конденсата, который появляется при некоторых условиях в канале дымохода.

Следует отметить, что все современные котлы, использующие другие способы сжигания топлива, являются конденсатными по определению, так как единственный способ существенно увеличить КПД, основан исключительно на максимальном снижении температуры отходящих газов при увеличении времени горения топлива.

otopleny_v_derevyannom_dome2Пиролизные твердотопливные котлы работают иначе, нежели все другие. Ведь в них сгорает не углеродсодержащая органика, а угарный газ, который образуется при возгонке древесины и иных материалов, богатых углеродом, например, автомобильных шин. Возгонкой называется процесс нагревания материала без доступа воздуха. При этом на нагрев дров или резины в пиролизной камере тратится некоторое количество энергии, но генерируемое возгоняемым сырьем количество угарного газа, с лихвой покрывает все издержки на возгонку.

Далее, полученный монооксид углерода, поступает на специальную форсунку, управляемую тем или иным способом, и сгорает с выделением требуемого в данный момент времени количества теплоты. Удобство управления очевидно – ведь газообразное топливо можно очень точно дозировать, а значит, экономить и обеспечивать более ровный режим работы котельного оборудования.

Котлы длительного горения появились в результате гениальной разработки литовского инженера Стропува. Именно он догадался сжигать топливо не снизу вверх, а наоборот. При этом топливо загружается в высокую и узкую колонну максимально плотно, а на самом верху устанавливается головка с жиклерами подачи воздуха. Топливо поджигают и опускают на него головку. В этом месте начинается процесс горения, который регулируется количеством подаваемого через жиклеры воздуха. Головка опускается все ниже по мере выгорания топлива, пока не достигнет дна. Подобная схема топки хороша тем, что в колонну можно загружать запас топлива на неделю, а сам котел все это время будет работать автономно, не требуя обслуживания.

Пеллетные котлы – самые современные из всех твердотопливных. Их работа основана на сжигании так называемых топливных гранул – небольших частиц, получаемых методом высокотемпературной формовки, из опилок, торфа, картона, веток и иных отходов производства и жизнедеятельности. При этом пеллеты сгорают почти без остатка, а выделяемое ими в специальной горелке тепло, превращается в пламя, которое и нагревает теплоноситель. Регулировать мощность такого котла очень просто. Чем больше подается пеллет и воздуха в горелку в единицу времени, тем больше мощность факела. Процессом горения управляет процессор, анализируя множество параметров. Подача топлива при этом осуществляется автоматически из бункера. То есть, чем больше бункер, тем реже человеку нужно подходить к котлу.

Котлы с автоматической подачей топлива, разновидностью которых, по сути, являются пеллетные котлы, предназначены для отопления больших площадей. Ведь в них можно сжигать все, что способен подать конвейер в топку. Загрузка таких котлов верхняя, но горение происходит снизу вверх. Регулирование мощности обеспечивается автоматикой, которая изменяет скорость движения конвейера в зависимости от нагрузки, которая вычисляется посредством сети датчиков, устанавливаемых в помещении.

25931A01-B9E1-A5DA-622E-9D96556CA8FE