23.06 Дымоходы

ustrojstvo-dymohodaВажнейшей составляющей любой отопительной системы является дымоход. Дымоход может иметь различное устройство, но в целом это вертикально расположенный канал из того или иного материала, предназначенный для удаления продуктов горения, образующихся в процессе сжигания топлива в печи или котле.

Работа любого дымохода основана на естественной или принудительной тяге, которая образуется в результате перепада давления между слоями атмосферы в нижней и верхней точках канала. Перепад давления даже при значительной высоте дымохода не может быть большим, но для полноценного удаления продуктов горения от очага важна не только высота канала, но и площадь его сечения. Расчеты показывают, что при увеличении сечения канала можно снизить его высоту до определенного значения. Это особенно важно при индивидуальном строительстве, когда нет возможности устраивать дымоход большой высоты, но есть возможность его расширить. Особенно эффективно работает это правило при переходе от меньшего диаметра к большему, например, если выходной диаметр дымохода котла на твердом топливе 145 мм, а диаметр дымохода равен 200 мм, то при мощности котла 16 кВт допускается высота дымохода из нержавеющей стали всего 6 метров вместо 11, если бы дымоход имел диаметр 145 мм.

Сегодня существуют различные виды дымоходных систем. Их можно классифицировать следующим образом:

  • Дымоходы из полнотелого кирпича
  • Дымоходы из нержавеющей стали
  • Дымоходы типа сандвич
  • Керамические модульные дымоходы
  • Коаксиальные дымоходы

Дымоходы из полнотелого кирпича являются традиционными и сооружаются на протяжении столетий. Чаще всего встречаются встроенные кирпичные дымоходы. Они закладываются в толще стены и имеют с ней жесткую увязку, что значительно увеличивает их прочность и устойчивость. Иногда встречаются и отдельно стоящие дымоходы из кирпича. Чаще всего это высокие и массивные сооружения для промышленных объектов или котельных средней и большой мощности. Достоинством такого дымохода является значительны срок службы. Недостатки – сложности при использовании с современными котлами, необходимость и сложность периодической чистки.

Дымоходы из нержавеющей стали – это вставки в существующие дымоходные каналы из кирпича, которые делают поверхность дымохода гладкой и кислотоупорной. Вставками сегодня комплектуется большинство новостроек, в которых предусмотрено индивидуальное отопление. Очень популярны вставки и при переоборудовании старых домов новыми отопительными системами.

Дымоходы типа сандвич – это легкие сборные конструкции из секций длиной 1 метр. Секции имеют трехслойную структуру. Внутренняя оболочка из нержавеющей кислотостойкой стали, базальтовая вата и наружная оболочка, которая может быть как из нержавеющей стали, так и из оцинкованного железа. Подобные дымоходы являются идеальным решением для конденсационных и газовых котлов, печей различного назначения, работающих на дровах. При отсутствии существенных отрицательных качеств эти дымоходы имеют не очень продолжительный срок службы, который измеряется четвертью века.

preimuschestva-keramicheskih-dymohodovКерамические модульные дымоходы сегодня в большинстве своем тоже имеют трехслойную конструкцию. Это каменная оболочка снаружи, слой базальтовой ваты и керамическая гладкая вставка внутри. Собираются такие дымоходы на специальный клей, внутренняя поверхность канала гладкая, устойчивая к кислотам и перепадам температур. Такие дымоходы могут работать с любыми отопительными приборами, но их недостаток в очень высокой стоимости. Правда, срок их службы только по гарантии производителей никак не меньше трех десятилетий.

Коаксиальные дымоходы – это труба в трубе. Предназначены для подключения турбированных газовых котлов. По внутренней трубе отходят продукты сгорания, а по внешней во встречном направлении затягивается наружный воздух. При этом происходит рекуперация энергии выходящих газов, которые подогревают входящий воздух. Достоинством таких дымоходов является простота монтажа, а недостатком – очень узкий сектор применения. Срок службы таких дымоходов при правильной эксплуатации составляет не менее 25 лет. Впрочем, данные по ним сегодня все ещё уточняются в виду не столь продолжительного опыта эксплуатации.