41.02 Кольца, манжеты

manzheti_i_kolca2Проблема создания надежного и долговременного уплотнения вращающихся соединений не может считаться решенной по настоящее время. Девять неисправностей из десяти в автомобилях и сантехнических устройствах связаны с нарушением герметичности уплотненных соединений. Для того чтобы удержать жидкость или газ внутри определенного объема и исключить их протечки человечеству пришлось пойти на различные уловки, так как рабочая среда практически во всех современных устройствах находится под большим давлением.

Все уплотнения можно разделить на подвижные и неподвижные. Примером неподвижного соединения можно считать фланцевое соединение, уплотненное резиновым или паронитовым кольцом. Примером подвижного соединения с уплотнением служит коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания.

Все подвижные уплотнения можно разделить на уплотнения кольцами, сильфонные уплотнения, канавочные уплотнения, уплотнения лабиринтного типа, маслоотражатели, всевозможные манжеты, лепестковые уплотнения, многорядные шевронные уплотнения, сальниковые уплотнения, торцевые уплотнения и т.п.

Чаще всего встречаются уплотнения, выполненные при помощи колец и манжет. При этом под манжетой понимают эластичное уплотнение радиального типа, которое допускает вращательное и возвратно-поступательное движение уплотняемых валов, штоков, пневматических и гидравлических цилиндров и т.д. Во многих случаях манжеты имеют внутреннюю арматуру. Это так называемые сальники.

13-7_3_5aУплотнительные кольца и манжеты чаще всего изготовлены из резины. Практически все уплотнители этих типов, применяемые в машиностроении и автомобилестроении, производят из маслобензостойкой резины. А в детали уплотнений, работающие при высоких температурах, в агрессивной масляной среде помимо резины в состав входят разные полимерные материалы. Примером могут служить маслосъемные колпачки – копеечные детали, от качества исполнения которых напрямую зависит защита двигателя от захлестывания масла в цилиндры.

Новейшие разработки в уплотнениях манжетного типа основаны на создании тончайшей прослойки азота или технического воздуха между краем манжеты и поверхностью вала. При этом газ становится непроницаем для жидкостей, а коэффициент трения значительно снижается. Что позволяет существенно увеличить периоды нормальной эксплуатации техники.

Уплотнители кольцевого типа работают по принципу расклинивания их при повышении давления. Довольно часто их устанавливают парами, например, с двух сторон вала. Кольца часто встречаются в гидравлических системах. Особенно в тех из них, где часто изменяется давление, например, в тормозных суппортах автомобилей.

soedinenie_chugunnyh_trub_vrs