41.12 История одного дерева, или как тянули резину

e02da1ad9962bfbf1702fa99f42c1927 (1)Невозможно представить жизнь без резины. В каждом доме обязательно найдется хотя бы несколько вещиц, в которых используется этот удивительный материал. Существование современного наземного и воздушного транспорта вообще было бы невозможно без резины, львиная доля которой используется для изготовления автомобильных и авиационных шин. Вместе с тем, не будь на нашей планете одного уникального дерева – гевеи – развитие транспорта, а значит, и всей цивилизации остановилось бы надолго. Эта статья посвящена истории каучука и истории появления резины.

Возвращаясь к забытому

Впервые каучук привезли из Южной Америки. Вместе с другими диковинами Колумбом был представлен мячик, который обладал большой упругостью и мог сильно растягиваться. Подобные мячи индейцы делали из сока тропического дерева гевея. А использовали их для различных хозяйственных нужд и игр. В Европе каучук тогда остался без внимания. В то время никому не могло прийти в голову, что спустя пару столетий резина станет востребованной по всему миру. После экспедиции Христофора Колумба про гевею и её странный млечный сок надолго забыли.

Лишь в восемнадцатом веке экспедицией французских ученых, исследовавших Южную Америку, гевея была открыта снова. Ученые были поражены свойствами и видом застывающего на воздухе и меняющего свой цвет от белого до почти черного сока этого дерева. Французы и дали этому соку название резина, что в переводе с латыни означает «смола». После повторного открытия резины началось её применение в быту.

Как Генри Форд покорял Бразилию

Гевея – это довольно высокое дерево (от 20 до 30 метров), родной ареал обитания которого – бассейн реки Амазонки в Бразилии. Когда стало понятно, что без гевеи невозможно произвести ни одного автомобиля, многие крупные производители автомобилей всерьез заинтересовались садоводством. Ещё бы! Так заманчиво держать под контролем производство важнейшей составляющей для выпускаемых машин и заниматься выпуском шин. В этом случае можно легко наращивать производство, не задумываясь над ценами, которые могут диктовать сторонние производители.

Именно это желание толкнуло Генри Форда на заключение в 1932 году договора с правительством Бразилии о покупке более миллиона гектаров земель в бассейне Амазонки под плантации гевеи. Интересно, что до Форда подобное соглашений в начале тридцатых годов прошлого века заключили японские автостроители. Правда, их аппетиты были скромнее. Под устройство плантаций они арендовали несколько сотен тысяч гектаров.

Провидение или случай сыграли злую шутку с предприятием Форда. Эпифития, разбушевавшаяся в это время на континенте практически полностью уничтожили гевею. Амбициозным планам великого американского автопроизводителя не суждено было сбыться, так как посадки гевеи возобновились уже в разных местах мира, начиная от Юго-Восточной Азии до Мадагаскара и Филиппин. Счастливый случай стать монополистом в области производства автошин прошел мимо Генри.

Макинтош и Гудьир – покорители резины

e02da1ad9962bfbf1702fa99f42c1927Это сейчас хорошо известно даже детям, что резина может быть сырой и вулканизированной. А в начале 19 века каучук пытались использовать только в сыром виде. Естественно, что свойства сырой резины не идут ни в какое сравнение с вулканизированной. Каучук имеет малую прочность, плохо восстанавливает форму после деформации, трескается на морозе и растекается в жару.

Улучшить качество каучука и попытаться извлечь из него пользу (а заодно и прибыль) попытался шотландец Чарльз Макинтош, который в 1823 году догадался пропитать каучуком ткань, которая приобрела водоотталкивающие свойства.  Из этой ткани тут же наладили производство плащей, которые стали популярны в мгновение ока, так как в Туманном Альбионе солнечные дни скорее нонсенс, чем норма жизни. Впрочем, неприятные свойства невулканизированной резины сильно ограничили использование плащей, которые можно было носить в достаточно узком температурном диапазоне.

Более настойчивым в изучении свойств каучука оказался Чарльз Нельсон Гудьир. Про таких людей принято говорить, что они обладают здоровым авантюризмом и непревзойденным чутьем. На исследования Гудьир потратил все свои сбережения и несколько лет жизни. Лишь в 1839 году ему пришла в голову проницательная идея добавить в сырую резину немного серы и нагреть полученную массу до температуры порядка 200 градусов. Именно Гудьиру и принадлежит право на изобретение процесса вулканизации резины, который превращает липкую массу в упругую и прочную резину.

Технология получения сырой резины

Культивация гевеи является основным источником поступления природного каучука. Для того чтобы заниматься этим полезным делом, необходимо высадить саженцы гевеи и ухаживать за ними, постоянно обрабатывая плантацию инсектицидами и гербицидами, так как эти деревья могут быть легко повреждены паразитами. На пятом-седьмом году жизни растения начинают давать сок, который можно собирать в промышленных масштабах. Максимальная производительность плантация достигает к возрасту деревьев около 15 лет. В это время можно собирать по 2 тонны каучука с гектара. По достижении деревьями возраста 30 лет их урожайность снижается в два раза, а в сорокалетнем возрасте деревья вырубают и засаживают участок новыми гевеями. Древесина гевеи имеет очень плотное строение и по качеству не уступает махаоновому  дереву. Правда, она почти не пропускает влагу. Поэтому склеить детали из гевеи бывает проблематично.

Сбор сока гевеи производят подобно тому, как собирают живицу в наших лесах. На стволе дерева делают подрезы коры и вставляют емкость для сбора млечного сока. Сам сок содержит примерно треть от общего объема собранной массы чистого каучука. Остальное вода, белки, минеральные вещества и т.п. Отделение каучука производят при помощи химической реакции коагуляции, воздействуя на млечный сок органическими кислотами.

Выделенный каучук прокатывают на каландрах с игольчатыми валиками, а полученные пластины коптят в дыму, чтобы уберечь их от порчи плесенью. После чего пластины упаковывают в пленку и отправляют потребителям.

Синтетический и природный каучук сегодня производятся наравне. Правда, доля производства синтетического каучука составляет около семидесяти процентов от общего объема. Лишь треть каучука производится из природного сырья. Вместе с тем, несмотря на сохранение общих пропорций производства, доля натурального каучука в абсолютном исчислении с каждым годом становится все больше. Связано это с тем, что спрос на резину из натурального каучука постоянно растет. Дело в том, что некоторые виды шин возможно изготовить только из натуральной резины. Например, шины для тяжелых карьерных грузовиков.

x400_news_201108_20110825_2.jpg