31.12 Канаты, тросы

img1Канаты, веревки и тросы сопровождают нас повсюду. Вряд ли найдется хотя бы одна сфера человеческой деятельности, где бы можно было обойтись без этих снастей. В домашнем хозяйстве мы постоянно пользуемся веревками для белья и шпагатом для упаковки разных вещей и подарков. В строительстве веревки и тросы просто незаменимы при производстве такелажных работ и монтажа различных конструкций. На транспорте веревки и тросы служат для крепления груза и незаменимы при буксировке. Ни один корабль в мире не может выйти в море, если у него проблемы с такелажем, основу которого составляют веревки и канаты.

Сегодня принято подразделять канатные изделия на несколько категорий:

  • По составу волокон, из которых изготовлены канаты и тросы на натуральные, синтетические и стальные.
  • По назначению и силовой нагрузке – нити, шнуры, шпагаты, веревки, лини, тросы, канаты.
  • По плетению – правого плетения, левого плетения, квадратного плетения.

Несомненно, синтетические материалы сильно потеснили натуральные в области изготовления канатов и тросов. Однако до сих пор в наиболее ответственных местах можно встретить изделия из абака, сизаля, пеньки, джута, льна, копры, льна, бомбейской пеньки и новозеландского льна. Самыми прочными из тросов и канатов, производимых из натуральных волокон, считаются абаковые и пеньковые. Абака – волокна, получаемые из черенковой части листьев банановой пальмы особого вида, произрастающей на  Филлипинских островах. Троса из абаки принято называть манильскими, и они получили очень широкое распространение в мире, благодаря высоким показателям устойчивости к механическим воздействиям при длительном сроке службы и относительно невысокой цене.

Пеньковые тросы и канаты производят из волокон конопли. Они превосходят по прочности манильские, но подвержены гниению. Поэтому пеньковые изделия смолят. Однако просмоленные тросы и канаты из пеньки на треть менее прочные, нежели не осмоленные, что сразу снижает их потребительские качества. Сегодня канатные изделия из пеньки встречаются редко, так как выращивание сырья для получения волокон – конопли – сильно ограничено законодательно в большинстве стран мира.

montagnie polotencaТросы из сизаля не столь прочные как из приведенных выше волокон, но они более стойки к внешним воздействиям, так как вырабатываются из волокон кактусов агава, произрастающих в Южной Америки. Эти волокна отличаются отличной стойкостью к влаге, переменам погоды, солнцу и морской соли.

Джутовые тросы и канаты в полтора раза слабее манильских, но тоже широко используются в тех местах, где не предъявляются высокие требования к прочности и долговечности. Материал для тросов – джут – добывают в некоторых южных странах из растения с одноименным названием. Из джутового волокна получают не только канаты и тросы, но и грубую мешковину, являющуюся натуральным природным упаковочным материалом, применяемым в очень широких масштабах.

Хлопок и лен широко применяют для производства шпагата, веревок, линей и ниток. Хлопковые снасти для кораблей хоть и отличаются высокой мягкостью и удобством в работе, слишком чувствительны к плесени, которая быстро выводит их из строя. В производстве тросов и канатов эти волокна практически не применяют.

Синтетические нити и сталь находят все большее применение для производства тросов и канатов. При том, что синтетические волокна некоторых видов превосходят по прочности манильские тросы в два и более раз, некоторые из них теряют прочность в мокром виде, другие не очень стойкие к солнечным лучам, третьи слабы на износ. Однако в строительстве синтетические и стальные тросы нашли наибольшее применение, так как изготовленный из них такелаж отличается высокой грузоподъемностью, легкостью в использовании и длительным сроком службы.