31.02 Болты

bolty-titanovyeБолты являются одними из самых распространенных крепежных элементов. Они используются повсеместно – от часовых механизмов до высотных зданий, от морских глубин до космоса. Сегодня, пожалуй, нет такого устройства и механизма, где не применялись бы болты.

Под болтом принято понимать стержень различного диаметра и длины с нарезанной или накатанной резьбой того или иного вида с головкой различной формы, при помощи которой осуществляется крепление одной детали к другой. Важной отличительной особенностью соединений на болтах является то, что они разборные. Это позволяет легко заменять пришедшие в негодность узлы машин и механизмов, заменять одни навесные устройства другими, быстро и без термического воздействия возводить элементы силового каркаса высотных строений и многоэтажных зданий, соединять рельсы при прокладывании или ремонте железнодорожного полотна и реализовать множество других проектов и задач, где требуется прочное, но допускающее разборку и сборку, соединение.

Наиболее распространенными являются болты с шестигранной головкой и метрической резьбой. При этом диаметр шестигранника берется равным тому или иному диаметру гаечного ключа, а диаметр резьбы выбирается в зависимости от требуемой прочности соединения. Уже давно во всем мире разработаны единые стандарты, определяющие соотношение размера ключа к диаметру резьбы болта.

boltУчитывая большой спрос на болты, их производство, а так же типоразмеры и виды головок сегодня стандартизованы во всех промышленно развитых странах. Типовыми считают длину болта, диаметр и форму головки, форму шлица, если он есть или выемки под торцевой ключ. А так же диаметр, тип и шаг резьбы, материал, из которого болт изготовлен. Причем, болты производят не только из конструкционной углеродистой стали, но из высоколегированных нержавеющих сталей, из цветных металлов и сплавов, различных пластиков и даже из дерева. Однако наиболее распространенными являются болты из черного металла.

В России такие болты производят с учетом одиннадцати классов прочности болтов, определенных в системе стандартизации. В обозначении класса прочности присутствуют два показателя, разделенные точкой. Первый из них обозначает временное сопротивление металла нагрузке, а второй обозначает отношение предела текучести металла, из которого изготовлен болт, к временному сопротивлению, выраженное в процентах.

Учитывая высокую потребность в болтах, для их производства сегодня практически не используются токарные станки. Все стандартные типоразмеры болтов выпускают на высокопроизводительном оборудовании методом холодной штамповки с выкаткой резьбы. При этом в качестве исходного сырья применяют стальную проволоку определенного диаметра. Сама проволока при этом изготовлена из различных сплавов, которые и обеспечивают необходимые показатели прочности. В процессе изготовления болтов проволоку подвергают предварительному отжигу, чтобы повысить ковкость металла, очистке от окислов в серной кислоте, сульфатации и смазке. А после окончания процесса изготовления болты поступают на повторную термообработку, где они снова подвергаются нагреванию, закаливанию и частичному отпусканию до требуемых величин. На окончательном этапе производства болты подвергают анодированию и упаковывают.

image008