34.04 Изоляция на основе бентонита

1316Бентонит – это достаточно хорошо изученная глина, обладающая уникальной способностью разбухать при разведении с водой более чем в десять раз. При этом в случае ограничения пространства для разбухания бентонитовый раствор превращается в лучшую по своим качествам гидроизоляцию.

Простейшим примером применения такой изоляции является бентонитовый мат. Его устройство позволяет воде проникать внутрь и реагировать с гранулами на основе этой удивительной глины. Гранулы при поступлении воды начинают разбухать и, будучи упакованными между двумя плотными слоями материала, не могут найти выхода. При этом происходит сильное уплотнение слоя бентонита, при котором материал полностью блокирует поступление воды извне.

В случае, если мат высохнет, он снова станет пропускать влагу, но как только концентрация воды превысит объем увеличения гранул в объеме, так мат снова начнет действовать подобно защитному экрану, изолируя нижележащие слои грунта от вышележащих.

Подобная система гидроизоляции позволяет реализовывать самые обширные экологические программы. Например, сегодня изолирующие маты на основе бентонита применяют для изоляции почвы на полигонах ТБО, при оборудовании нефтехранилищ и им подобных объектов.

bentomatmontageВ чистом или модифицированном полимерами виде бентонит применяется в качестве материала для уплотнения стенок скважин при горизонтальном и вертикальном бурении. Принцип действия бурового раствора на основе бентонита состоит в том, что его закачивают в грунт при бурении через ствол буровой колонны, и он начинает набухать. Тут же вслед за буром осуществляют протяжку трубы, которая создает ограниченное пространство и давление между трубой и стенками скважины возрастает, что приводит к блокированию поступления грунтовых вод в скважину, и она может держать форму. При этом бентонитовый раствор служит одновременно смазкой для облегчения протяжки труб или пеналов для коммуникаций. Технологии горизонтального бурения нашли широкое применение в строительстве, так как прокладка коммуникаций привычными траншейными способами в современных условиях все чаще становится невозможной при высоком уровне загрузки автомобильных и железных дорог.

 12