34.03 Битум

bitum_0Битум окружает нас повсеместно. Это одна из самых распространенных субстанций в современном мире. Асфальт, по которому мы ходим пешком и ездим на автомобилях, имеет в своем составе в качестве вяжущего вещества битум. Рулонная изоляция и её крепление на крышах наших многоэтажек тоже сделаны из битума. Битум применяют для изоляции подземных сооружений, водяных и канализационных коллекторов, в производстве множества видов строительных материалов прямым или косвенным образом связанных с выполнением функции защиты от воды.

Битум как исходное сырье встречается в двух видах – в виде окислившейся нефти природного происхождения и в виде переработанного гудрона – остаточной фракции после перегонки нефти на производстве. То есть, имеются природный материал и искусственный. Оба они имеют характеристики, которые сильно зависят от природы исходной нефти, состав которой бывает разным в зависимости от месторождения, где её добывают.

Для строительства наиболее важны дорожные битумы, которые применяют в производстве асфальтобетонов. Львиная доля битума поступает как раз на асфальтовые заводы прямиком с нефтеперабатывающих предприятий. Главная проблема при транспортировке битума состоит в том, чтобы не дать ему застыть, так как это вещество сохраняет подвижность при температурах выше 180 градусов. Современные битумовозы имеют цистерну-термостат, состоящую из двух оболочек с термоизоляцией между ними. На нефтеперегонном заводе в битумовоз загружают разогретый битум и он сохраняет свою температуру в пределах двух суток, что бывает вполне достаточно для транспортировки в радиусе до 2 тысяч километров. А если требуется доставить битум в отдаленные районы, то тут потребуется битумовоз, оборудованный паровой рубашкой, которая встроена в изоляцию между внутренней и наружной цистернами. В случае падения температуры включается парогенератор, который вырабатывает пар, подогревающий битум до требуемого состояния.

dorozhnyy_neftyanoy_bitum3Несмотря на то, что битум производится в больших количествах и является важнейшим компонентом многих конечных продуктов, сам по себе он не очень ценен. Именно поэтому все производства, занятые переработкой битума, производят и реализуют какую-либо конечную продукцию. Помимо асфальтобетона это всевозможные виды мастик, твердый битум в чушках для производства кровельных работ, рубероиды самого разного вида, клеевые смеси для приклеивания кровельных материалов холодным способом и множество других изделий, перечень которых постоянно расширяется по мере совершенствования технологий переработки битума.