27.4 STIHL — история инноваций

47800124500Что бы ни говорили о первенстве и лидерстве, вряд ли имеет смысл ломать копья на ровном месте, если речь заходит о продукции неординарной компании STIHL, которая заслужила свое доброе имя не столько в конкурентных войнах, сколько в постоянной гонке за новыми технологиями, призванными упростить и сделать приятным самое неприятное на нашей планете – тяжелую физическую работу. Данная статья посвящена истории становления и развития одного из удачнейших проектов в истории всемирной коммерции – немецкой компании STIHL.

Увидеть проблему и предложить решение

Несомненно, для того чтобы стать неординарной личностью, нужно иметь некое особое видение мира. Причем, далеко не всегда только с прицелом на личное обогащение. Ведь хороший коммерсант должен предложить людям продукт, который будет обязательно востребован, за которым будут выстраиваться очереди и про который будут слагать легенды.

Одним из таких неординарных был молодой инженер Андреас Штиль, окончивший в 1926 году машиностроительный факультет. На то время Андреасу исполнился 31 год, и он уже понимал, что такое труд и как он бывает нелегок. Однако, было бы несправедливым сказать, что инженер немедленно ухватился за идею создания бензопилы. Первым делом он основал в Штутгарте машиностроительный завод, который занимался изготовлением деталей для паровых машин и сборкой стиральных машин.

Однако жесткая  конкуренция на этом рынке не позволила молодому предприятию сделать хоть сколько-нибудь значимые шаги. И тогда Андреас Штиль принимает решение коренным образом сменить род деятельности предприятия. Вытащив из рукава козырного туза – цепную электропилу, над разработкой которой он работал задолго до открытия предприятия, и, доведя её до промышленного образца, инженер предложил лесопромышленникам в том же 1926 году торцовочную электропилу с цепным лезвием и смазываемой шиной, которую можно было использовать на складах с круглым лесом для раскроя материала по длине.

Пила, несмотря на довольно увесистую конструкцию и на то, что была двуручной, то есть, требовала, чтобы с ней работали два человека, быстро заслужила уважение, и Андреас получил первые заказы. Правда, на тот момент вместе с ним на предприятии остались всего лишь два сотрудника.

Немного поправив дела, предприниматель понял, что нужно производить не электрические торцовочные пилы, которыми можно пользоваться весьма ограниченно, там, где есть сетевое напряжение, а модифицировать пилу для работы в лесу, установив на неё бензиновый двигатель. Ведь валка леса во все времена считалась очень тяжелой работой, а  придуманные и выпускаемые промышленные установки для валки были чрезвычайно громоздкими и никак не могли удовлетворить растущие потребности в объемах заготовки леса.

На реализацию проекта потребовалось потратить почти три года. Несмотря на все препоны, за это время коллектив пополнился ещё 17 сотрудниками, вместе с которыми Андреас Штиль и освоил выпуск первой полноценной бензопилы для валки леса в 1929 году. Пила получила название STIHL тип А. Правда, несмотря на все старания, пилу не удалось сделать одноручной. Хотя вес удалось снизить на два килограмма по сравнению с первой моделью, но он все равно составлял 46 кг. Мощность двигателя первой бензопилы составляла 6 лошадиных сил.

Развитие решения как путь постижения истины

Надо отметить, что вес, менее полуцентнера для инструмента, предназначенного для профессиональной валки леса, означал практически ничто, так как громоздкие паровые и механические установки были очень массивными и малопрактичными. Вся продукция фирмы стала расходиться очень быстро и оказалась востребованной. Штат компании стремительно растет и после начала Второй Мировой войны достигает в 1940 году численности в 340 человек. Однако мобилизации привели к сокращению числа работников до 298 в 1942 году. Кроме того, при бомбардировке Штутгарта в 1944 году заводские здания сильно пострадали и завод переехал в Нойштадт.

Вместе с тем, несмотря на войну, ещё в 1943 году завод освоил выпуск новой бензопилы, вес которой удалось снизить до 36 кг, а мощность увеличить до 8 л.с. Пила получила название KS 43. Отличительной особенностью этой пилы являлся корпус топливного бака, воздухозаборника и карбюратора, которые производили из сверхлегкого магниевого сплава.

Конец сороковых годов ознаменовался для компании освоением выпуска нового вида продукции – тягача универсального назначения с дизельным двухтактным двигателем и воздушным охлаждением. Тягач получил название тип 140. Правда попытка занять место под солнцем в другой товарной нише не удалась, и компания стала искать пути к расширению собственного ассортимента.

В 1950 году конструкторам удалось создать первую одноручную бензопилу. Ею стала пила BL, которая весила всего 16 кг. Правда, в этой модели не удалось решить главную проблему всех бензопил – необходимость ручной регулировки положения карбюратора при производстве работ. Только с появлением мембранного карбюратора в 1958 году проблема отпала. А разработанная на его основе одноручная пила Contra стала тем самым пунктом невозврата компании, после которого конкуренты остались далеко позади. Ведь эта модель обладала всеми возможностями современных бензопил, немного уступая им в массе и надежности.

Кстати, такие широко известные теперь инструменты как триммеры, бензобуры и мотопомпы были разработаны и внедрены компанией в производство ещё в 50-е годы прошлого века, но не имели широкого применения как сейчас, благодаря узкой специализации. Вся продукция была ориентирована исключительно для нужд лесной промышленности.

Совершенствование и поиск —  на пути к дальнейшему успеху

mood-112927_gtli18v_comfort_officeК сорокалетию, которое компания отмечала в 1966 году она подошла с удивительными успехами. С конвейера завода сошло более миллиона бензопил, были разработаны и выпущены в производство модели бензобуров, обслуживаемые одним человеком, бензопила модели 08 стала прорывом 1963 года, так как на её основе были созданы такие инструменты как бензиновый абразивный резак, кусторез и многие другие.

В 1968 году бензопилы стали оснащать электронной системой зажигания, что позволило сделать их удивительно послушными и простыми при запуске в любых погодных условиях. А в 1969 году была внедрена самосмазывающаяся пильная цепь, ставшая одним из лучших достижений компании, значительно упрочнившая позиции на мировом рынке.

Семидесятые годы ознаменовались выходом на рынок любителей – садоводов. Наряду с профессиональными моделями бензопил компания осваивает выпуск продукции, ориентированной на обычных пользователей. Это означало, что потребовалось решать множество задач по безопасности, так как опытные пользователи не могут допустить промашек, которые легко могут быть сделаны обычными людьми. Так на бензопилах появился тормоз цепи, срабатывающий за доли секунды в случае угрозы обратного удара или заклинивании шины в пропиле, блокировка пуска цепи, предотвращающая случайное нажатие на газ, а так же однорычажное устройство, максимально упрощающее процедуру пуска бензопилы. Надо отметить, что все эти усовершенствования, ориентированные на любителей, понравились и профессионалам. С тех пор все модели бензопил оснащаются этими приспособлениями.

Сегодня компания STIHL – это динамичное предприятие, имеющее обширную дилерскую сеть в 160 странах, с численностью сотрудников более 15 тысяч человек, производящее все виды мотоинструментов для работ по уходу за садом и огородом, для работ в лесу и на стройплощадке. Новые виды продукции и постоянная модернизация проверенных временем моделей говорят о молодости компании и огромном потенциале накопленного опыта, соединенных для блага человека труда.